Обновление кафедры славянского права

12 сентября 2014 г.

ОБНОВЛЕНИЕ КАФЕДРЫ СЛАВЯНСКОГО ПРАВА

Дорогие друзья! Всегда радостно делится с Вами хорошими новостями, а сегодня особый повод: на Московском университе обновлена кафедра славянского права.

Инициатор и руководитель кафедры “Международного, славянского и экологического права”, стал почетный член Удружения Српско-Руска Веза и Председатель Региональной общественной организации ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕРБОВ ( Москва) доктор юридических наук, господин Божидар Митрович, что является огромным признанием его профессионализма, а также и заслуг сербской науки.

Обновление кафедры совпало с выходом книги профессора Драгана Николича “Древнерусское славянское право”, в книге описывается по каким мотивам в прошлом была закрыта кафедра славянского права, которое в России преподавал легендарный Валтазар Богишич, основывавшийся в своей деятельности на “Законоправило/Кормчая книга” Св. Савы Сербского, которого весьма почитают не только в Сербии, но и России.

В настоящее время на кафедре помимо педагогической работы со студентами, будет вестись большая работа над изучением славянского права и его истории, с учетом работ легенд данной дисциплины: профессоров Соловьева, Тарановского и других, которые работали во Славу Божью и во Благо всего Православного мира.

Драган Николич

Древнерусское славянское право

ПРЕДИСЛОВИЕ

 Прошло более шестидесяти лет с тех пор, как на сербском языке была написана последняя объемная работа по Истории славянского права. Её автором был, светило сербской правовой историографии, Александр Соловьев. Работа Лекции по Истории славянского права, объявленная в 1939 году в Белграде, являлась лебединой песней одной важной дисциплины, достигнувшей кульминацию и на наших пространствах, в первую очередь в работах двух ученых русского происхождения – Теодора Тарановского и Александра Соловьева. Эти люди, после Октябрьской революции соединённые судьбой на юридическом факультете Университета в Белграде, своими достижениями в научной дисциплине, процветающей по всей Европе, пронесли славу этого института и нашей науки. Но, как только социализм, кроме Советского Союза, захватил и все остальные славянские страны после Второй мировой войны, История славянского права была осуждена на гибель.

Считая эту дисциплину пережитком отброшенного романтического национализма, против которого бескомпромиссно выступила концепция пролетарского интернационализма, она была изъята из учебных планов юридических институтов, а её научное изучение стало идеологически непопулярным, вызывая иногда даже подозрения. Таким образом, данная область, находящаяся в то время в зените, особенно в нашей науке, пресечена в корне и внезапно погасла.

Исследование доктора Драгана Николича, профессора юридического факультета Университета в Нише, после долгих лет в забытьи, продолжает насильно прерванную славную традицию, заложенную в нашей стране Тарановским и Соловьевым, и вновь поднимается из пепла.

История славянского права произросла на волне историко-правовой школы, получившей популярность в 19 веке в качестве аналога школе естественного права. Тезисы естественно-правовой доктрины о том, что право универсально и что его постулаты действительны для всех народов и на все времена, во многих областях Европы стали причиной экспансии и усвоения французского права, особенно наполеоновского Code Civil, содержащего эссенцию естественно-правовых понятий. Историческая школа права заняла диаметрально противоположную позицию. Возникла, в первую очередь, в кругу немецких ученых (Фихте, Савиньи, Пухта), которым, между прочим, мешало доминирование французского права. Эта школа была основана на позиции, что не существует право, действительное для всех народов, но право, также как и прочие элементы национального индивидуума, обусловлено особенностями духа каждого отдельного народа. Оно является плодом характера каждого народа и представляет собой функцию жизни народа, также как и язык и обычаи. Так начались поиски чисто германского духа в области права, во что немалый вклад, в качестве известного собирателя народных сказок, но и ученика Савиньи, внёс Якоб Гримм в его работе«Древности немецкого права» (Deutsche Rechtsaltertumer), 1828 год.

Популярность, которую внезапно приобрело такое учение и масштабы изучения германского права, передались и на славянских ученых. Разгорелся, до тех пор не очень большой, интерес к праву отдельных славянских народов, их обычаям и общим славянским учреждениям, особенный вклад в это внес, преобладающий в то время, панславянский и славянофильский романтизм и национализм. Чувство принадлежности к одной, славянской группе народов оживило исследования не только культурной, но и правовой истории чехов, словаков, поляков, русских, южных и всех прочих славян, а также поиски общих черт в их правовом наследии.

Так появилась первая работа, которая может считаться фундаментом истории славянского права – книга польского филолога Игнаца Раковецкого «Правда русская», объявленная в двух томах, в 1820 и 1822 годах. Эта книга представляла не только языковой анализ этого драгоценного русского правового сборника, но и работу, открывшую дорогу изучению славянского права, в поисках общих элементов в их правовых системах. Неодолимо навязывается впечатление, что книга профессора Драгана Николича, находящаяся перед нами, схоже работе Раковецкого, после стольких десятилетий, через древнерусское право и «Русскую правду» оживляет в целом историю славянского права.

После Раковецкого появилось целое созвездие лучших ученых, исследовавших как право отдельных славянских народов, так и историю славянского права. Вацлав Мацеевский, Фёдор Зигель, Карло Кадлец, Валтазар Богишич и Драгиша Миюшкович, вкупе с Тарановским и Соловьевым представляют известнейшие имена из тех, которые развивали эту научную дисциплину. К сожалению, в течение более полувека после Второй мировой войны, не нашелся преемник их грандиозного дела. Исследования в основном сводились к изучению национальных историй права, но даже и эта часть работы в большинстве славянских государств проводилась частично, все ещё как рефлекс комплекса, что изучение истории права собственного народа анахронично, и имеет идеологическую окраску.

Тем более важна идея писателя данной книги – изобразить древнерусское право новыми цветами, а также обновить концепцию Истории славянских прав. Выполнение первой задачи было бы достаточно, чтобы дать автору все комплименты, имея в виду, что на сербском языке до сих пор не была написана ни одна всеохватывающая работа о важнейшем русском и славянском правовом источнике – «Русской правде». Наконец и наша читательская аудитория получила серьёзный, критический перевод, анализ и комментарии к этому драгоценному тексту, основанные на новейших достижениях современной, прежде всего русской специальной литературы. «Русская правда», представленная данной работой, становится доступным и надёжным источником даже для тех, для кого история права не является узкой областью исследования.

Другая особенность данной работы, может быть и более значима. Она рассеивает тёмные облака, десятилетиями нависающие над Историей славянских прав. Задачи, стоящие перед историками права на славянских территориях – безграничны, а долги перед корифеями–предшественниками и научной мыслью собственного рода и народа, неизмеримы. В заросшем саду славянского права появлялся, время от времени, какой-нибудь важный росток, но никто не брался вновь начать приводить его в порядок. Многочисленные новые знания и источники, открываемые в течение пятидесяти лет, новые толкования известных документов и прочие отдельные прорывы уже долгое время жаждут новых синтезов и сравнительных исследований, но таковых не было. Однако эта книга возрождает надежду и как бы протаптывает дорогу дальнейшим шагам в необходимом и желаемом направлении

Fortuna audaces adiuvat – Действительно, кроме эрудиции, трудолюбия, настойчивости, таланта и ряда других свойств, присущих работе, находящейся перед нами, исследователю, вступающему на этот тернистый путь, потребуется и удача и отвага. «Хорошее начало полдела откачало» и если автор продолжит храбро убирать десятилетние отложения, покрывшие изучение славянского права, он имеет право ожидать, что его исследовательские усилия будут вознаграждены открытием какого-нибудь драгоценного источника, новой вдохновленной интерпретацией существующих оригинальных текстов, открытием тропинок, находящихся перед нами, но по которым еще никто не прошел. Это бы для сербской правовой историографии значило продолжение традиции, возникшей с Тарановским и Соловьевым, погашение части долга нашей науки перед ними, а также открытие горизонтов для будущих поколений исследователей, которые до сих пор никто организованно и обдуманно не подталкивал в этом направлении.

Книга Драгана Николича, кроме других имеющихся у нее качеств, даёт важный импульс к размышлениям о необходимости в будущем координировать усилия исследователей в многочисленных странах, связанных общей славянской традицией, и, по прошествии какого-то периода времени, в новом свете обозреть достижения предшественников. Поэтому, работа, находящаяся перед нами смотрит в прошлое, равно как и в будущее.

Профессор д-р Сима Аврамович,

Декан юридического факультета Белградского Университета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>