12 октября 2022
Храм русской души строился на фундаменте русской языческой культуры и был увенчан золотыми куполами православного Духа.
Нигде как в России, мы не видим удивительного континуитета, адаптации, преображения, преемственности и симбиоза языческих и христианских культурных кодов.
И если в католицизме и протестантизме имеет место дуализм: на первом месте материя (власть, благосостояние, социум) и затем духовная схоластика (оторванная от реальности сфера избранных), то в православии обнаруживает себя Тройственный гений русской культуры: единство Духа, Души и тела.
Тройственный гений русской культуры выражается в главных маркерах:
1.Дух русского народа – ИСТИНА.
Языческая Правда возвышается до христианской Истины – Христа.
Поэтому, Русская цивилизация – это Цивилизация Истины.
2.Душа русского народа – состоящая из православных нулей богочеловеческих личностей обретает Соборность в Божьей Единице.
Таким образом, народ – это не безликая масса, а сумма индивидуальностей.
Общество не довлеет над личностью, а служит человеку.
Права личности проистекают из ее обязанностей перед социумом.
Вместе они служат Богу и друг и другу.
3.Тело русского народа – Красота.
Русский человек на красоту и Красотой молится, Красотою спасается.
Достоевский сказал: «Красота спасет мир».
Русский человек Истину поверил Красотою: выбирая веру, он выбрал Бога, несущего Красоту.
Владимир, пораженный рассказами о лепоте святой Софии, сделал судьбоносный выбор.
Таким образом, в русском понимании Красота один из атрибутов ИСТИНЫ.
В русской культуре, также Красота понятие Нравственное.
Красивое не может быть ложью (злом), а ложь не может быть Красивой.
Красота перестает быть только категорией эстетики, переходя и в область этики, которая четко обозначила границы дозволенного в искусстве.
Красота пронизывается этикой и становится еще одной жемчужиной ожерелья Истины.
Красота, Истина и Добро в понимании русского человека неразделимы.
Рассмотрим модели русского и западного человека:
Западный человек двойственен.
Бытие западного человека подчинённо материи, а социум – псевдо-правам
человека, в первую очередь праву на порок, праву на грех. Модель западного социума
основано на идеи человекобога.
Он сам себе творец, он определяет не только свою духовную, но
и социальную и половую идентичность.
В данной конструкции человек пытается занять не
принадлежащее ему место – Господа Бога.
Русский человек тройственен.
Он целовит, целоcтен, целомудрен в своей тройственности и единстве Духа, души
и тела Богочеловека.
Именно русский народ принял и благодатно усвоил идею христианской Троицы.
Отец Павел Флоренский писал:
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити,
которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись,
зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к
Преподобному (от автора: Сергию Радонежскому, апологету учения Троицы на Руси).
Святая Троица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый, по существу, и троичный в Лицах
(Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
В этой идее русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную
задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».
Флоренский, говоря о Сергее Радонежском, подразумевал что учение Троицы
оказало важнейшее влияние на все сферы русской жизни, став фундаментом Веры православной, российской государственности и русской культуры.
Этой идеей пронизано все бытие русского человека.
Из боговдохновенного религиозного учения о Троице родился культурный код русского народа.
Для русского человека тройственный код: Истина, Соборность (душа, душа народа) и Красота нерасторжимое целое, что нашло отражение в храме, социуме, культуре.
Поэтому происхождение русского народа, государства и культуры, чье зарождение и становление
происходило по Промыслу Божьему, относится не к сфере истории, но метаистории.
«Бог Троицу любит» – свидетельствует русский народ в своих поговорках, и мы русские любим и
почитаем: Троицу Единосущную и Нераздельную.
Дом Троицы в России – это Троице-Сергиева Лавра, именно здесь возникла идея особого русского пути, именно здесь формировалась новая русская государственность, культура и искусство.
Святой Сергий, благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, тем самым обозначил эту войну как «Священную» и сформировал новую русскую идею, идею Единства Руси во множестве ее мультикультур.
С этого момента «Судьба и Родина – ЕДИНЫ!», то есть возникает духовная идея о единстве
человека и государства, их взаимном сослужении Богу и друг другу.
Это и есть главная Русская идея: Бог, Россия, русский человек.
Едины и неразделимы.
Д.С. Лихачёв писал: «Сергий Радонежский был проводником определённых идей и традиций: с Церковью связывалось единство Руси. Князья ссорились, наводили татар на Русскую землю, как когда-то половцев. …А Церковь-то была едина.
И поэтому главная идея рублёвской Троицы – идея единства, столь важная во тьме разделения нашего.
Дмитрий Донской начинает не с объединения территории, а с объединения духовно-нравственного».
Лучшие умы, пробужденные учением о Троице, отразили его в своих трудах и творчестве.
Андрей Рублев, подвижник Духа и искусства, изобразив Троицу, сумел в зримом незримо отразить Высочайшую Духовную Истину – Единства во множестве, Единства общего и личного, их Единосущность и Нераздельность.
Троица Рублева – это богословский догмат, отраженный в рукотворном творении.
«С удивительной ясностью воплощен в иконе идеал человека Древней Руси – мудрого, добродетельного, нравственно совершенного, готового к самопожертвованию ради ближнего своего, духовно и физически прекрасного; выражена мечта русского человека о всеобъемлющей любви и гармонии» (С.С. Бычков).
Образ русской тройки, как метафора Русского Пути пронизывает творчества многих русских писателей и поэтов:
Русская Тройка:
Всадники Апокалипсиса или кони Времен?
А может Духа русского тройственный гений?!
Бороздит дороги Вселенной,
выбивая из-под копыт смыслы новых миров
и рождая световые культуры космических поколений!
Получается Россия только для русских и православных? «А где же место другим народом в этой конструкции Русского мира?», —наверняка спросите Вы.
Россия веками делом доказывает свою высокую миссию защитника малых народов.
Воздействие русского культурного (цивилизационного) кода в отношении этнического самосознания нерусских граждан России состоит не в ассимиляции и поглощению и истреблению подобно модели завоевания глобалистов, а в аккультурации, российской модели государственности.
Иначе говоря происходит, не поглощение, культурной идентичности других народов, но присоединение и усвоение новых кодов.
То есть освоение норм русского языка как языка социальной коммуникации российской нации, а также определенных норм общественного поведения рождает не конфликт культурных идентичностей, а напротив, их гармонию.
В результате Вы видите на примере множества народов России (по статистике более 190), их политическое и культурное единство, а также солидарную ответственность за судьбы Отечества в это непростое время.
И сегодня во время русской весны, эти идеалы как никогда актуальны.
Как и тысячи лет назад, Россия собирает под своим крылом народы Русского мира, неся свету идею Единства Бога, государства и человека.
Демонстрацией, что Россия стоит на Пути Духовного и социального Ренессанса, является принятием России поправок в Конституции:
В Конституции России слово Бог упоминается единожды – в статье 67.1 пункт 2: Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
Богоизбранность России – не повод для гордости, но колоссальная ноша, крест, ответственность.
Новое Время показывает, что русские люди должны актуализировать Вечные Смыслы: БОГ, ГОСУДАРСТВО,ЧЕЛОВЕК что и есть, в сущности, ИСТИНА, СОБОРНОСТЬ, КРАСОТА на чем веками стоит русское небо (культура) и русская земля (государство).
Для истинно русского человека Судьба и Родина – ЕДИНЫ!